Европейский Союз рассматривает возможность строительства передового завода по производству полупроводников в Европе, чтобы не полагаться на США и Азию в плане технологий, лежащих в основе некоторых ключевых отраслей.
По словам информаторов Bloomberg, ЕС собирается производить чипы по нормам тоньше 10 нанометров вплоть до 2 нм. Цель состоит в том, чтобы сократить зависимость от таких стран, как Тайвань, в отношении чипов для беспроводных систем 5G, подключённых автомобилей, высокопроизводительных вычислений и т. д.
Тайваньская TSMC и корейская Samsung Electronics — два лидера полупроводникового производства — могут быть вовлечены в проект ЕС. Впрочем, пока ничего не решено — об этом заявил на встрече с прессой представитель министерства финансов Франции после публикации информации о проекте в Bloomberg.
Эти планы возникли не на пустом месте. Например, автопроизводители сейчас испытывают острый дефицит чипов. Крупнейший производитель автомобилей в Европе Volkswagen AG из-за этого не смог произвести десятки тысяч запланированных машин, а Daimler AG заявила, что делает всё возможное, чтобы свести к минимуму влияние дефицита поставок на свою деятельность. Хотя проблема может оказаться недолгой, она лишний раз обозначила проблему с завозом в ЕС ключевых технологий из-за границы.
Усилия ЕС по наращиванию производства чипов возглавляет Европейский комиссар по промышленности Тьерри Бретон (Thierry Breton). Речь может идти как о реконструкции существующих литографических предприятий, так и о строительстве совершенно нового завода. Впрочем, пока окончательное решение не принято и неизвестны даже примерные рамки реализации проекта.
Представители Европейской комиссии и Samsung не дали комментариев. А пресс-секретарь TSMC Нина Као (Nina Kao) так прокомментировала возможность сотрудничества с ЕС: «Когда речь идёт о выборе места для строительства производственного предприятия, нам необходимо учитывать множество факторов, в том числе, потребности клиентов. TSMC не исключает каких-либо возможностей, но на данный момент конкретных планов нет».
Когда-то выступавшая средоточием передовых заводов по производству полупроводников Европа за последние 20 лет резко сдала позиции. А разработчики автомобильных микросхем, включая NXP Semiconductors NV и Infineon Technologies AG, предпочитают передавать бо?льшую часть заказов на производство таким гигантам, как TSMC или Samsung. Когда автопроизводители хотели увеличить количество заказов в конце 2020 года, они столкнулись с проблемой: производственные мощности уже были распределены на долгое время вперёд между участниками других отраслей вроде мобильной электроники.
В прошлом году ЕС поставил целью производить, по крайней мере, пятую часть чипов в мире по стоимости, не сообщив особых подробностей о том, как собирается этого достичь. «Без собственных европейских мощностей в области микроэлектроники не будет европейского цифрового суверенитета», — говорил господин Бретон в своём выступлении, добавляя, что на ЕС в настоящее время приходится менее 10 % мирового производства процессоров и другой микроэлектроники. Европейская комиссия собирается создать альянс по микроэлектронике, в который, вероятно, войдут основные европейские производители микросхем, а также, возможно, автопроизводители и телекоммуникационные компании. Техническая проработка планов альянса продолжается, но первоначальные обсуждения уже прошли, как сообщают информаторы. Альянс якобы будет официально представлен в конце первого квартала года.
Планы ЕС по возрождению своего полупроводникового производства могут оказаться слишком запоздалыми, поскольку Китай, Япония и США уже годами пытаются усилить свои позиции в деле собственной печати чипов. Но все эти страны всё больше отстают от лидеров отрасли в лице Samsung и, особенно, TSMC.
Отрасль также потратила десятилетия на создание хорошо отлаженной глобальной цепочки поставок, которую было бы трудно изменить в одночасье. Так считает Питер Веннинк (Peter Wennink) — исполнительный директор голландской ASML Holding NV, которая, по сути, выступает монополистом на рынке передового литографического оборудования. «Если кто-то считает, что действительно сможет добиться цели в короткие сроки, то это попросту невозможно, — отметил он на пресс-конференции ASML. — Если правительства полны решимости сделать это, то на это потребуются годы, а не месяцы».
Автопроизводители традиционно используют относительно простые чипы, но поскольку автомобили Tesla и VW требуют всё более изощрённого ПО, спрос на продвинутые чипы растёт. GlobalFoundries — обладательница крупнейшего полупроводникового завода в Европе — способна производить лишь 28-нм процессоры на своём предприятии в Дрездене.
Чтобы переломить ситуацию, разумеется, потребуются огромные инвестиции. Господин Бретон заявил в прошлом году, что новый альянс получит первоначально совокупные государственные и частные инвестиции в размере ?30 млрд, что лишь немного выше, чем годовые капитальные затраты TSMC в этом году. Около 19 стран-членов ЕС уже поддержали планы Европейской комиссии и согласились создать инвестиционный инструмент, софинансируемый странами и участвующими компаниями.